Подарочный альбом "История и культура торговли"
В эпоху Интернета и электронной почты люди воспринимают как нечто естественное сам факт существования и функционирования мировой экономики. Уровень жизни, достигнутый в США и Западной Европе после Второй Мировой войны, вызвал обмен коммуникациями и товарами во всем мире.
Гораздо меньше мы задумываемся о существовании эпох, когда разные части нашей планеты нужно было сначала исследовать и оценить. Это происходило во многом благодаря или по инициативе представителей коммерции, начиная от безымянных базарных торговцев и заканчивая известными торговыми домами.
Торговля приумножила богатство, дала знания о мире, усилила взаимопонимание и чувство единения народов, внесла значительный вклад в мирное сосуществование.
Книга «История и культура торговли» и Россия имеют целый ряд точек соприкосновения, при этом довольно специфичных. Идея написания книги возникла в 1997 г. во время стажировки EHI в Москве и Санкт Петербурге, конечно, с посещением Третьяковской галереи и Эрмитажа.
В данной книге присутствуют некоторые другие точки соприкосновения с Россией: «Заморские гости» Николая Рериха, «Венеция» и «Константинополь при лунном свете» Ивана Айвазовского, «царь и плотник» Петр I, «Песня Волги» и «Приезд купцов» Василия Кандинского, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Плотогоны» Николая Андронова, «Ярмарка» Бориса Кустодиева и «Продавец газет» Марка Шагала – все это свидетельствует о  том, что русские художники в своем творчестве также обращались к теме торговли.
В нашей книге, возможно впервые так компактно, представлена значительная подборка известных художников, в творчестве которых присутствует тема торговли, среди них Бернардо Белотто (Каналетто), Ян Брегель Старший, Марк Шагал, Эдгар Дега, Альбрехт Дюрер, Винсент Ван Гог, Жан Госсар, Франсиско Гойя-и-Лусьентес, Ютагава Хирошиге, Ханс Хольбейн Младший, Василий Кандинский, Борис Кустодиев, Аугуст Макке, Квентин Метсис, Карл Моль, Леопольд К. Мюллер, Пэтер Поурбюс, Илья Репин, Диего Ривера, Луис Тиффани, Стефано Торелли, Хендрик Корнелиш Врум,  Энди Уорхол, Антуан Ватто.
Для искусства торговля всегда была важной темой, а, в свою очередь, и для торговли и коммерции искусство и культура имели значение. С помощью художников успешные коммерсанты документировали свои деловые путешествия, работу контор, сферы своей деятельности. Они продвигали искусство и собирали произведения искусства.

Все начиналось с Адама и Евы

Неоспоримо значение торговли для развития человечества.  Во все исторические эпохи торговля приобретала наибольшее значение, если необходимо было осуществить какие-то прогрессивные начала, воплотить в жизнь новые изобретения, создать нечто новое. Если проследить развитие торговли на протяжении столетий и тысячелетий, то ее начало теряется где-то в сумерках истории. С уверенностью можно утверждать, что она старше многих изобретений человечества. «Задолго до того, как из лагеря выросло государство, еще на заре истории, торговля уже выполнила добрую часть своей работы», – сказал поэт.
И действительно: мы точно не знаем, где и когда возникла торговля. Возможно уже в начале истории человечества, когда Ева подошла к запретному древу мудрости, сорвала зрелый плод и вручила его Адаму в качестве «особого дара». Ему не оставалось ничего другого, кроме как принять этот дар, так как он не хотел показаться невежливым. Конечно, при этом оба знали, что за каждое проявление щедрости необходимо платить ответной щедростью, что каждый дар требует ответного дара.  Каким был последний дар в данном случае и какая ценность была выше – ценность яблока или ответного дара, этого точно сказать уже невозможно. В конце концов, прошло уже немало времени с того памятного часа. Одно можно сказать точно: все началось с обмена дара на ответный дар. 
Здесь же была найдена и основная формула торговли: меновая торговля.
Согласно книге «Мир в картинках» («Die Welt in Bildern») (1793 г.), «меновая торговля является самым первым видом торговли, она стара как мир. Только после того, как Бог объявил приговор первому человеку, согласно которому последний должен добывать себе пропитание в поте лица своего, земля больше не плодоносила без человеческого участия. А это вынудило людей, число которых быстро росло, распределить между собой отдельные виды деятельности, так что кто-то сосредоточился на полевых работах, второй занялся животноводством, третий виноделием и т.д. Ремесло нуждалось в подходящих инструментах, а наготу человеческого тела необходимо было прикрыть, поэтому нашлись желающие заниматься ремеслом и мануфактурой. Таким образом, среди людей возникли особые сословия. Как раз происхождение разных сословий и стало моментом рождения меновой торговли».

Торговля в качестве культурного спонсора

Одним из первых культурных спонсоров считается дипломат Мецена (ум. в 800 г. до н. э.), собравший в своем римском дворце таких поэтов как Гораций, Проперций и Виргилий и спонсировавший их доклады звонкой монетой. Слово «меценатство» как раз произошло от имени Мецены.
На протяжении несколько веков торговые дома Фуггеров и Медичи зарекомендовали себя культурными спонсорами. Их культурная деятельность знакома потомкам даже больше, чем коммерческая.
Так, например, галерея Уффиции во Флоренции считается своего рода знаком качества в области проведения выставок предметов искусства. Итория постройки галереи связана с семьей Медичи, занимавшейся торговлей сукном, в особенности с именем Косимо I  Де Медичи. Последний, в частности, в середине 16 в. поручил придворному художнику Джорджио Вазари построить в центре Флоренции здание,
- на первом этаже которого должны были располагаться конторы цехов («uffizzi»),
- на втором этаже мастерские и конторы,
- а на верхнем этаже крытая галерея.
Уже в 1582 г. галерея была застеклена, а в конце 16 в. здесь были размещены античные статуи и портреты. По приказу Франческо I Де Медичи здесь было построено восьмиугольная изысканно обставленная комната, так называемая трибуна, предназначавшаяся для хранения картин, небольших статуй из бронзы и медалей.
На модернизацию галереи Уффиции, планы которой начали составлять еще в 1948 г., и увеличение выставочной площади до 30 000 м2, т. .е. практически в три раза, до 1999 г. было потрачено 30 млн. немецких марок. Для последующей фазы модернизации предполагается инвестировать еще 50 млн. немецких марок. Ежегодно Уффиции посещают 1,5 млн. человек со всего мира.
Уже в первой главе данной книги об истории и культуре, выпущенной в  Европейском Институте Торговли, были упомянуты некоторые меценаты и спонсоры:
- Якоб (II) Фуггер в 1520 г. заказал свой портрет Альбрехту Дюреру;
- Георг Гисце в 1532 г. заказал Хансу Хольбейну Младшему свой первый портрет в Стальном дворе в Лондоне;
-  проживавший в Берлине английский торговец деревом Эдуард Солли приобрел позже   этот портрет для своей коллекции;
-  Франсуа Жерсен в 1720 г. заказал Антуану Ватто вывеску для своего магазина, несомненно, поддержав художника материально, до конца жизни Ватто проживал у Жерсена;
- берлинский коммерсант Иоганн Е. Готчевски, у которого в 1764 г. Екатерина II купила коллекцию картин, положил начало собранию Эрмитажа;
- парижский поставщик красок  Жюльен Танги, продававший краски молодым художникам очень дешево и поддерживавший их, устроив в одном из помещений своего магазина галерею работ художников.
В следующей части главы мы более подробно рассказываем о непосредственном участии ряда выдающихся представителей торговли в культурной жизни. Возможно, у кого-то из современных представителей сферы торговли также возникнет идея, проявить собственную инициативу на этом поприще.
Павел Михайлович Третьяков
 Московский купец, промышленник и интеллектуал Павел Михайлович Третьяков основал в 1856 г. первый музей русского национального искусства вМоскве.
В 1860 г. он писал: «Для меня, искренне и страстно любящего живопись, нет более прекрасного желания, чем открыть общественную, доступную каждому галерею изящных искусств, кому-то на пользу, кому-то в удовольствие». Первые две картины – «Искушение» Николая Шильдерса и «Стычка с финскими контрабандистами» Василия Чудякова – он приобрел в 1856 г., ежегодно его коллекция пополнялась дюжинами картин. Коллекционеру Третьякаву были чужды такие качества как узколобость и ограниченность. С самого начала он задумал составить объективную картину развития русской живописи. Важными критериями при выборе картин были высокая художественная ценность и характерные особенности картин, отражающие дух времени, в которое эти картины возникли.
Уже в начале 90-х гг. 19 в. в галерее Третьякова насчитывалось порядка 1500 первоклассных полотен и несколько сотен рисунков русских художников 18 и 19 вв. В 1892 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве с условием, что коллекция будет доступна всем. Его мотивы были схожи с идеями народников, которые хотели «пойти в народ», чтобы убедить людей в традиционности чувства коллективизма в русских деревнях, а также в том, что придерживаться этого чувства является делом разумным. Третьяков надеялся, что искусство окажет на народ благотворное влияние.   
Сегодня Третьяковская галерея является одним из самых значительных собраний живописи в мире. Она одновременно является музеем и научно-исследовательским центром, который занимается хранением, исследованием и пропагандой музейных экспонатов. Кроме того, галерея обладает одной из крупнейших библиотек научной литературы в области искусства, фонотекой и рядом реставрационных мастерских.
 Луис-Комфорт Тиффани
Луис-Комфорт Тиффани был коммерсантом и меценатом в одном лице. Он был членом многочисленных академий:
-    Национальной Академии дизайна в Нью-Йорке
-    Американского общества акварелистов в Нью-Йорке
-    «Century Club» в Нью-Йорке
-    Общества американских художников в Нью-Йорке (один из основателей)
-    Нью-Йоркского общества декоративного искусства
-    Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке
-    Нью-Йоркского общества изящных искусств
-    Архитектурной лиги
-    Национального Общества изящных искусств в Париже
В 1918 г. Тиффани основал Фонд Луиса-Комфорта Тиффани для финансовой поддержки молодых талантливых художников. Этот фонд избранному кругу молодых архитекторов по интерьеру, художников, скульпторов, дизайнеров, ювелиров, фотографов и т.д. предоставлял возможность пройти стажировку в течение двух месяцев в мастерских фирмы, кроме того, за это время можно было впитать всю красоту великолепного здания и парка Лорелтон-Холла.
Лорелтон Холл был самым крупным произведением искусства Тиффани. К сожалению, в 1957 г. пожар уничтожил значительную часть воплощения идей Тиффани.
Событием обещественного значения стал «Египетский праздник», устроенный Тиффани в 1913 г.  в выставочных залах на Мэдисон Авеню, это было первое из целого ряда интереснейших костюмированных представлений.
Пресса назвала это мероприятие «эксклюзивным хороводом» для 400 членов высшего общества Нью-Йорка; но для Тиффани это мероприятие имело педагогическую подоплеку: искусство необходимо рассматривать как нечто живое, непосредственно окружающее людей и воспитывающее в них чувстсво прекрасного,
 Художник Йозеф Линдон Смит из Бостона для этого праздника оформил кулисы; актеры Хедвиг Райхер и  Педро Де Кордоба играли роли Клеопатры и Марка Антония; музыку Тиффани специально заказал у композитора Теодора Стейнвея, исполнителями этого произведения были музыканты Нью-Йоркского филармонического оркестра. Сам Тиффани встречал именитых гостей, а среди них были Джон Д. Рокфеллер, Дороти Рузвельт, архитектор здания Вулворт-Билдинг Касс Гилберт и Роберт В. де Форест,  в украшенном драгоценными камнями костюме восточного вельможи и в тюрбане.
Тиффани также принимал участие в создании торгового дома «Тиффани & Кампани» (Tiffany & Company) в Нью-Йорке на углу 37 Стрит и Пятой Авеню, о чем свидетельствует один из его набросков, на котором изображена идея художника. За сами  работы, однако, отвечал Дом архитекторов МакКим, Мид и Вайта.
Выдающимся художником Тиффани сделали его шедевры из стекла в стиле американского модерна. В 1877 г. Джон ла Фарг посоветовал ему поэкспериментировать со стеклом. В 1880 г.
Тиффани получил первые три патента в этой области. В это же время вместе с художником Сэмюэлем Колманом, художником и коллекционером Локвудом де Форестом и художницей по текстилю и основательницей Нью-Йоркского общества декоративного искусства Кэндис Тербер Уилер он основал свою первую фирму (1879 г.). Для изготовления цветных витражей в 1885 г. была основана фирма «Тиффани Глэс Кампани» (Tiffany Glass Company), которая в 1892/93 гг. была поделена на «Элайд Артс Кампани» (Allied Arts Company) для изготовления плоского стекла и «Сторбридж Глэс Кампани» (Storebridge Glass Company) для полого стекла. Для стекла «фаврил» в 1894 г. был зарегистрирован товарный знак «Tiffany Glass and Decorating Company» –
с 1900 г. «Tiffany Studios».  
Готтлиб Дуттвайлер
В Швейцарии в 20 в. жил человек, который как никто другой смог оставаться в памяти швейцарцев даже после своей смерти и ставший знаменитым далеко за пределами Швейцарии: Готтлиб Дуттвайлер.
Поначалу жизнь этого человека не сильно отличалась от жизни многих успешных коммерсантов. Начинал он учеником, но быстро смог стать совладельцем фирмы, в молодые годы он добился больших успехов, но скоро ему все-таки суждено было узнать, что значит быть безработным и получать пособие по безработице. Из Бразилии, куда он в 1922 г. он уехал в надежде начать все заново, Дуттвайлер вернулся в Швейцарию с ревматизмом и без средств. Здесь в 1925 г. он начал реализацию новой идеи: называлась идея «Мигрос» (Migros), заключалась же она в начале в использовании пяти автомобилей с лимитированным количеством недорогих товаров. Из пяти машин, в конце концов, вырос концерн. В 1940 г. Готтлиб Дуттвайлер заявил о своем намерении превратить «Дуттвайлер АГ» (Duttweiler AG) с автомобильным парком на 16 млн. франков в кооперативы, а доли кооперативов, помещенные в фонд, раздать потребителям и некоторым служащим компании.
Кроме того, Дуттвайлер основал Институт социальных и экономических исследований, сегодня это Институт Готтлиба Дуттвайлера (GDI), в котором с момента его открытия в 1963 г. собираются тысячи менеджеров и руководителей из экономики и управления со всего мира, чтобы обсудить актуальные экономические и общественные проблемы, подумать, найти возможные решения.
Помимо этого существует ряд фондов, в обязательства которых входит «стимулирование социальных и культурных идеалов и интересов членов присоединившихся кооперативов и населения в целом». Уже в 1935 г. уставы были дополнены пунктами, согласно которым «чистая прибыль предприятия должна быть направлена на реализацию благих целей». Кроме того, с 1951 г. устав предписывает отчислять в культурные фонды 1 процент от оборота компании «Мигрос» (Migros).
Лорд Сейнсбери
С темами искусства и культуры тесно связан был также лорд Джон Сейнсбери Престон Кэндовер. Совместно со своими братьями он является владельцем основанной в 1869 г.
английской сети супермаркетов «Сейнсбери» (Sainsbury’s), которой принадлежат 400 супермаркетов в Великобритании и доли предприятий «Хоумбейз» (Homebase), «Савасентр» (Savacentre) и «Шоуз» (Shaw’s).
Родившийся в 1927 г. лорд Сейнсбери принимает активное участие в культурных мероприятиях, начиная с 60-х гг.:
- Лондонский королевский театр оперы и балета «Ковентгарден» 
- Картинная галерея в Дульвиче
- Национальная картинная галерея
- Галерея Тейт
В 1991 г. на средства Фонда братьев Сейнсбери Национальная картинная галерея на Трафалгарской площади была увеличена за счет «флигеля Сейнсбери».
Но и само предприятие «Сейнсбери» (Sainsbury’s) финансирует ряд культурных проектов:
- «Sainsbury’s Art for All» (рус. «Искусство Сейнсбери для всех»).
Поддержка оркестра Бурнмаут Синфониетта, Английского национального балета,  британского ансамбля народной музыки «Folkworks», драматической труппы «Oxford Stage Company», лондонского театра «Theatre de Complicite» и Валлийской Национальной оперы.
-     «Sainsbury’s Pictures for Schools» (рус «Картины Сейнсбери школам»):
Начиная с 1993 г. 6 000 начальных школ получили в подарок более 30 000 картин с методическим сопровождением; программа проводится при участии БиБиСи (BBC).
-    «Sainsbury’s Choir of the Year» (рус. «Сейнсбери: хоровой коллектив года»):
Начиная с 1984 г. два раза в год проводится конкурс хоровых коллективов, о ходе которых БиБиСи регулярно рассказывает в в своих телевизионных программах. Уровень хоровых коллективов благодаря программе значительно повысился.
-    «Sainsbury’s Youth Orchestra Series» (рус. «Молодые оркестровые коллективы Сейнсбери»):
Программа поддерживает молодые оркестровые коллективы, в том числе в сотрудничестве с известными солистами и дирижерами, а таже при записи музыкального материала.
Кроме того, осуществляется ряд региональных и локальных проектов, среди них Фестиваль поэзии в Манчестере, Фестиваль искусства и музыки в Уингфилде в Восточной Англии, танцевальные компании «Феникс данс кампани» (Phoenix Dance Company) и «Гринвич Данс Эйдженси» (Greenwich Dance Agency), воспитательная программа Ольстерского оркестра, Фестиваль детских театров в Кембридже, школьные выступления тетара «Байтсайз» в Чешире и художественный проект в больницах Глазго.
Карлхайнц  Эссль
Австрийский предприниматель Карлхайнц Эссль родился в 1939 г.
в Хермагоре в Каринтии. В 1959 г.
Карлхайнц Эссль ездил в США с целью изучения начавшей свое  развитие системы супермркетов. Здесь он познакомился с Агнес Шёмер из астрийского Клостернойбурга. Агнес тогда работала в галерее Забриски в Нью-Йорке, где выставлялись представители современного американского искусства.
Эта встреча в Нью-Йорке стала отправной точкой для их общей страсти к искусству, которая затем привела к созданию собственной коллекции.
По возвращении из США Агнесс и Карлхайнц Эссль поженились, в это же время Карлхайнц Эссль присоединился к фирме своего тестя «Фритц Шёмер» (Fritz Schömer) в Клостернойбурге.
Сегодня группа «Шёмер» (Schömer) является одним из крупнейших торговых предприятий в Австрии, где работает несколько тысяч сотрудников. Кроме Австрии предприятие имеет филиалыв Венгрии, Чехии, Словакии и Словении. Важнейшим предприятием группы является «Баумакс» (BauMax), который, в свою очередь, является лидером европейского рынка строительных материалов.
На протяжении последних десятилетий чета Эссль занимается созданием коллекции австрийской живописи после 1945 г. В коллекции, включаяющей 4 000 картин, представлены практически все направления живописи, возникшие в Австрии после Второй Мировой войны.
Первым центром живописи стал построенный в 1947 г. Дом Шёмеров. Центральную его часть занимает овальный трехэтажный холл, весь пронизанный светом, вокруг которого расположились галереи. Помещение прекрасно подходит как для экспозиции коллекции так и для различных культурных мероприятий.
Кроме выставки живописи здесь проходят музыкальные мероприятия. Дирижер Клаудио Аббадо, посетивший Дом Шёмеров вскоре после открытия, был настолько впечатлен архитектурной открытостью и акустикой дома, что не замедлил предложить использовать дом в качестве концертного зала для проведения Венского фестиваля современной музыки «Wien modern». Результатом стало тесное и долгосрочное сотрудничество семьи Шёмер с данным фестивалем современной музыки.
Ежегодно один из известных современных композиторов получает заказ на написание музыкального произведения в соответствии с акустическими и архитектурными возможностями дома. Благодаря этому стимулируется создание музыки не для самоцели, а для открытия новых возможностей.   
Для растущей коллекции Эссль было построено новое выставочное здание, открытие которого состоялось в ноябре 1999 г. Новая галерея находится в непосредственной близости от Дома Шёмеров, ее общая площадь равна 7 200 м2, из них 3 200 м2 и 2 300 м2 занимают выставочные залы и хранилища соответственно.
Дополнительно была постороена двухэтажная библиотека, где можно получить весьма широкое представление о живописи. Книжный магазинчик словно призывает порыться срежи книг и полистать что-нибудь интересное, кафе приглашает задержаться здесь еще на какое-то время. Террасы и внутренний дворик, где выставлены скульптуры, также создают приятную атмосферу.
Здесь же расположился «Частный фонд собрания Эссль», учрежденный в 1996 г. Фонд собирает, выставляет и публикует произведения современного искусства. Кроме того, фонд занимается проведением различных проектов в области искусства, организацией докладов и семинаров.   
Дамы Кояма
В Европе музей Михо, открытый два года назад в горах Киото, до сих пор известен разве что знатокам. З апервый год работы музей посетили 100 000 человек, из них 8 процентов иностранцев. Зимой музей закрывается на три месяца, поскольку автомобили из Киото не могут проехать к музею по узкой петляющей горной дороге. О высоком качестве собрания музея свидетельствуют небольшие, но изысканные передвижные выставки музея Михо, которые можно было увидеть в октябре 1999 г. в Музее истории искусства в Вене, а в ноябре того же года в Национальном музее в Лейдене.
Еще одним «индикатором» особого значения музея Михо является звезда мировой архитектуры Лео Минг Пей, построивший Пирамиду Лувра в Париже, небоскреб Банка «Бэнк ов Чайна» (Bank of China) в Гонконге, восточное крыло Национальной галереи в Вашингтоне, Президентскую библиотеку Джона Ф.Кеннеди в Бостоне и отвечающий за строительство нового выставочного комплекса Немецкого Исторического музея в Берлине.
На строительство музея Михо в Киото Пей получил в два раза больше средств, чем Фрэнк Гери на музей Гуггенгейма в Бильбао – 215 млн. долларов. Здание музея гармонично вписано в горный ландшафт, его можно узнать разве что по стеклянному куполу крыши. 80 процентов музейного комплекса находится под землей.
К залам музея ведет изогнутый пешеходный туннель прямо сквозь гору. Мост на стальных тросах над глубоким ущельем приводит посетителей к входу в музей. Довольно продолжительная пешая прогулка символизирует внутреннюю подготовку к знакомству с произведениями искусства.
Инициаторами строительства музея Михо стали Михоко и Хироко Кояма, унаследовавшие миллиардное состояние своей семьи, преуспевшей в области торговли текстилем. В свое время Михоко Кояма начала коллекционировать японские чайные принадлежности, и только в 1990 г. ей пришла идея собирать также произведения буддистского и античного искусства из наследия античных культур вдоль Великого шелкового пути, по которыму караваны шли из Китая в Средиземноморье. В сокровищнице музея находятся серебряная статуя египетского божества с головой сокола, насчитывающая не менее 3 тыс. лет, бесценные статуи Будды, скульптуры из Пакистана и Древнего Рима, фрески из Греции и ковры из Ирана. Самым ценным экспонатом является, пожалуй, ассирийский культовый рельеф, датируемый 883-859 гг. до н.э. Всего за шесть лет сестры Кояма смогли собрать коллекцию произведений, общая стоимость которых составляет 500 млн. долларов.
Хироко Кояма, которая одновременно является главой одной из религиозных общин Киото, основанной в 1970 г., сформулировала свой манифест следующим образом: «Только искусство обладает способностью накормить и обогреть душу».
Гэрри Вестон
Британско-канадский концерн «Вестон» (Weston) обеспечил себе в Германии в 1950 г. торгово-политический успех, основав сеть супермаркетов «Дер Дойче Супермаркт ГмбХ» (Der Deutsche Supermarkt GmbH) и открыв первый супермаркет сети в Мюнхене. Генеральным директором представительства концерна в Германии был Хьюго Манн (не путать с «Хьюго Манн» (Hugo Mann) из Карлсруэ).
В ответ на инвестиции иностранных компаний в торговлю четыре крупнейшие сети универмагов «Карштадт» (Karstadt), «Кауфхоф» (Kaufhof), Херти (Hertie) и Хортен (Horten) перекупили пионера сомообслуживания компанию «Эклё ГмбХ» (Eklöh GmbH). 
Совместная деятельность этих компаний была направлена на сопротивление экспансии иностранных сетей супермаркетов в ФРГ. Однако, в 1965 г. компания «Эклё ГмбХ» (Eklöh GmbH) вновь была продана Оптово-закупочному обществу немецких потребительских кооперативов (GEG). Самообслуживание получило в Германии большую популярность, иностранные инвестиции в торговлю ФРГ были прекращены. 
Компания «Дер Дойче Супермаркт ГмбХ» (Der Deutsche Supermarkt GmbH) между тем с 1959 по 1988 гг. превратилась в солидное многофилиальное предприятие, но к выоду на пенсию Хьюго Манна оно было продано группе «Реве-Лейббранд» (Rewe-Leibbrand) при условии сохранения всех рабочих мест «Дер Дойче Супермаркт ГмбХ» (Der Deutsche Supermarkt GmbH). Владельцам группы «Вестон» (Weston) данное социальное условие было важнее, чем прочие более выгодные предложения на покупку компании.
Гарфилд (Гэрри) Ховард Вестон, род. в 1927 г., возглавляет с 1967 г. группу предприятий «Вестон» (Weston). В области культуры он оказывает поддержку в документировании истории Великобритании, основав «Weston Gallery of Roman Britain» при Британском музее в Лондоне. В 1999 г. Фонд Гарри Вестона оказал финансовую помощь Британскому музею, выделив 60 млн. немецких марок на реконструкцию музея в честь его 250-летия. К осени 2000 г.
по замыслу сэра Джона Фостера над центральным двором (100 м в длину и 70 м в ширину) должен быть построен стеклянный купол площадью 12 000 м2, при этом вес стальных конструкций составит 1 000 т.    
Сеть магазинов «dm»
Искусство в качестве стимулятора повседневной жизни на собственном предприятии использует с 1995 г. сеть магазинов парфюмерно-галантерейных и аптекарских товаров «dm».
Совместно с художниками «dm» устраивает семинары для своих сотрудников из самых разных подразделений компании – от членов правления до работников склада и сотрудников филиалов. Центральной темой подобных семинаров-мастерских является совместная прикладная творческая деятельность – рисование, лепка, движение и даже выездные тренинги.
Участникам таких семинаров предлагают, например, чистый холст и емкости с красками в качестве основы для совместной картины или простые предметы повседневной жизни, которые необходимо связать с каким-либо объектом. Как правило, задается определенная тема, которую затем менеджеры, работники склада и сотрудники филиалов (часто в полной тишине) должны воплотить в своем произведении. Благодаря таким семинарам-мастерским развивается не только командный дух, но и восприятие, социальное чувство и коммуникативность. При помощи подобных мероприятий искусство помогает развивать эмоциональные качества сотрудников «dm». Кроме семинаров-мастерских, компания регулярно организует посещение музеев с экскурсиями. Расходы на дорогу, входные билеты и стакан «Кёльша» обычно берет на себя «dm».       
Европейский Институт Торговли (EHI): потенциальный катализатор
Надо признать, не всем торговым предприятиям, заинтересованным в поддержке искусства, удается постоянно выступать учредителями фондов, финансово поддерживающих культуру и искусство. По этой причине Европейский Институт Торговли (EHI e. V.) на подобные нужды выделил специальный бюджет, руководство этим бюджетом на безвозмездной основе осуществляет Институт (EHI), а сам бюджет открыт для самых разных спонсоров. В зависимости от величины возможным также представляется образование аналогичных комитетов при Европейском Институте Торговли (EHI),  которые бы занимались вопросами искусства и коммерции и являлись бы  своего рода попечительскими советами.
Возможно, что таким образом тема торговли стала бы ближе как отдельным художникам, таки и высшим художественным училищам; не исключается также возможность проведение передвижных выставок, которые могли бы быть доступны и широким слоям населения.
В конце концов, и данная книга Европейского Института Торговли (EHI) может быть полезной, если спонсирующие торговые организации возьмут на себя ее распространение, в том числе с целью обеспечения
- библиотек
- музеев
- федеральных и местных политиков
- и других лиц и организаций, участвующих в формировании общественного мнения.
Кроме того, искусство и культура также являются средством передачи информации об экономической и социальной истории с точки зрения торговли.
Первыми спонсорами данного проекта являются:
- «Ханза-Контор» (Hansa-Kontor)
- «HDE»
- «Линде АГ» (Linde AG)
- «Мессе Дюссельдорф» (Messe Düsseldorf)
- «Штокмайер» (Stockmeyer)
- «Умдаш» (Umdasch)

Европейский Институт Торговли (EuroHandelsInstitut, EHI) выражает всем споносорам свою благодарность за поддержку.